Постановка и настройка спинакера: основные шаги и их последовательность | UllmanSails - проектирование и изготовление парусов

Постановка и настройка спинакера

Действия экипажа при подготовке спинакера к постановке и их наиболее эффективная последовательность могут различаться в зависимости от типа яхты, численности и квалификации экипажа и погодных условий. Основные шаги и их последовательность таковы:

  1. Закрепить кису с парусом. На яхтах менее 30 футов она может крепиться к носовому релингу. На больших яхтах (и малых, если хорошо дует) кису цепляют за погон (стаксель шкотов) или к середине палубы между мачтой и штагом. Убедитесь, что фаловый и оба шкотовых угла — вне кисы.
  2. Положите спинакер-гик так, чтобы его внешний нок находился с (будущего) наветренного борта яхты после постановки спинакера.
  3. Проведите брас через внешний нок спинакер-гика и затем присоедините его к спинакеру.
  4. Прикрепите к парусу шкот. Проверьте дважды, чтобы убедиться, что он не перехлестнулся со страховочными линями.
  5. Прикрепите спинакер-гика к мачте, и поднимите его внутренний нок на нужную высоту.
  6. Прикрепите топенант и оттяжку спинакер-гика, и поднимите спинакер-гик под прямым углом к мачте.
  7. Прикрепите спинакер-фал.

В гонках при сильном крене важно, чтобы баковый располагался с наветра при подготовке спинакера. Для этого он может разделить приведенную выше последовательность действий на две части и производить их на разных галсах. Например, при огибании верхнего знака левым бортом, баковый должен закрепить кису со спинакером на последнем до знака левом галсе. При этом он может закрепить кису и присоединить шкот и брас, находясь на наветренном борту. При смене галса он может подготовить спинакер-гик, опять же находясь на наветренном борту. Если он должен работать с такелажем на носу, он должен планировать свои действия заранее с тем, чтобы проводить на носу как можно меньше времени, то есть, если он должен провести шкот вокруг штага, то в кокпите должны проверить, что концы не перехлестнуты и шкот пойдет свободно, когда баковый его потянет. Вес на носу, независимо от его величины, меняет центровку яхты.

ПОСТАНОВКА

Последовательность самого подъема паруса зависит от того, ставится ли спинакер свободным или обжатым резиновыми кольцами. В любом случае не выбирайте шкот полностью, пока фал не будет выбран и закреплен.

ДЛЯ ПОСТАНОВКИ СВОБОДНОГО СПИНАКЕРА

  1. Подобрать спинакер-брас, чтобы галсовый угол спинакера дошел до карабина спинакер-гика, спинакер-гик находится рядом со штагом.
  2. Подобрать спинакер-шкот, чтобы шкотовый угол оказался чуть позади ванты.
  3. Поднять спинакер полностью, затем срубить стаксель.
  4. Настроить спинакер в соответствии с ветром.

ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗАСТОПОРЕННОГО СПИНАКЕРА

Стопорение спинакера резиновыми кольцами иногда используется для постановки паруса в свежий ветер. Резиновые кольца удерживают парус под контролем и разрываются, когда экипаж добирает шкот.

  1. Подобрать спинакер-брас, чтобы галсовый угол спинакера дошел до карабина спинакер-гика, спинакер-гик находится рядом со штагом.
  2. Подобрать спинакер-шкот, чтобы шкотовый угол оказался чуть позади ванты.
  3. Поднять спинакер полностью.
  4. Добрать шкот, чтобы разорвать стопорные кольца.
  5. Настроить шкот и брас в соответствии с ветром, начиная с браса.
  6. Срубить стаксель.

НАСТРОЙКА СПИНАКЕРА

Способы поддержания надлежащей настройки спинакера ограничены; они включают контроль положения шкота и контроль положения спинакер-гика. Спинакер-гик можно двигать вперед-назад и вверх-вниз. Шкот можно подобрать или потравить. Обычно шкот проводится на подветренный планширь в корму, но положение шкота может также быть изменено при помощи оттяжки спинакер-шкота (таль, который изменяет угол проводки шкота). Передняя проводка рекомендуется только на фордевинде в сильный ветер, чтобы помочь стабилизировать спинакер.

Спинакер — универсальный парус, который может использоваться при (вымпельных) курсах от примерно 60 до 180 градусов. Оптимальные курсы определяются силой ветра. В более сильный ветер вы не сможете нести спинакер на острых курсах, потому что на них ваша яхта будет перегружена спинакером. Если ветер слабый, скорость на самых полных курсах будет слишком мала.

На переднем интервале этого диапазона, от 60 до 130 градусов, ветер будет обтекать спинакер, как косой парус — от передней до задней шкаторины. (При этом применимы правила, используемые при настройке генуи). Примерно на 130 градусах ветер начинает дуть прямо в парус — спинакер работает как прямой парус, с отрывом потока. Принципы настройки при этом меняются.

НАСТРОЙКА НА БОКОВОЙ ВЕТЕР

Когда ветер обтекает спинакер от передней до задней шкаторины, применяют настройку на боковой ветер. Если (вымпельный) ветер острый, спинакер-гик должен быть близко к штагу. «Близко» означает как можно ближе к штагу, но без касания. Если спинакер-гик трется о штаг, можно повредить спинакер-гик, рангоут, или и то, и другое. Продольное положение контролируется брасом. Шкот должен быть подобран ровно настолько, чтобы не давать парусу опасть. Настройка должна постоянно проверяться потравливанием шкота до тех пор, пока передняя шкаторина не начинает заполаскивать, затем шкот подбирают снова, когда заполаскивание становится чрезмерным.

Поместите колдунчики на боковые шкаторины спинакера на половине высоты между фаловым и шкотовыми углами. На боковых курсах работайте с колдунчиками, как на стакселе. Сохраняйте наветренный и подветренный колдунчики направленными прямо в корму. Когда оба направлены в корму, передняя шкаторина спинакера будет слегка заполаскивать — это нормально. Небольшое заполаскивание соответствует хорошей скорости.

Высота спинакер-гика регулируется топенантом и оттяжкой спинакер-гика. Галсовый угол паруса сам установится на некоторой высоте, соответствующей силе ветра и курсу. Обычно рекомендуется, чтобы высота спинакер-гика была скорректирована в соответствии с высотой, на которой расположился галсовый угол. При этом максимум пуза будет примерно в центре паруса, где ему и следует быть. Если спинакер-гик слегка ниже, чем галсовый угол, парус станет асимметричным, с пузом, смещенным слегка вперед от центра. Такая асимметричная настройка предпочтительнее на полном бейдевинде. Размещение спинакер-гика выше шкотового угла смещает пузо под ветер от середины паруса. Но это всегда замедляет ход: никогда не ставьте спинакер-гик выше галсового угла.

При несении спинакера топенант, оттяжка и брас должны быть достаточно хорошо набиты, чтобы жестко удерживать внешний нок спинакер-гика в нужной позиции. Когда сделаны все остальные настройки, коренной нок спинакер-гика должен быть сдвинут вверх или вниз по рельсу, чтобы спинакер-гик стоял перпендикулярно мачте. Запомните, что подстройка коренного нока — наименее важный элемент настройки. Если его положение отличается от нужного не на футы, а на дюймы — не тратьте впустую на него время, пока все остальное не установлено правильно.

По мере отхода ветра в корму шкот травят, подбирая одновременно спинакер-гик в корму. При правильном продольном положении спинакер-гика форма поперечного сечения паруса должна быть одинаковой по всей его высоте, а передняя шкаторина паруса поднимается вертикально вверх от нока спинакер-гика. Если спинакер-гик слишком смещен вперед, пузо в нижней части паруса будет слишком велико, а передняя шкаторина будет сходить с нока под углом, отклоняясь от вертикали наветер. Если спинакер-гик стоит слишком далеко в корму, нижняя шкаторина паруса будет слишком плоская, а передняя шкаторина будет сходить с нока под углом, отклоняясь от вертикали подветер.

ПОПУТНАЯ НАСТРОЙКА

При попутном ветре, дующем прямо в парус, желательно подставить ему как можно большую площадь, с учетом некоторых ограничений. Спинакер-гик следует держать как можно ближе к корме, не допуская при этом, чтобы нижняя шкаторина паруса стала бы слишком плоской, и следя, чтобы передняя шкаторина шла от нока гика вертикально вверх.

На фордевинде при хорошем дутье (не следует ходить в фордевинд при ветре менее 14 узлов), шкотовый угол может стремиться подняться выше, чем надо. Если нижняя шкаторина поднимается слишком высоко, вы теряете эффективную площадь паруса (уменьшается его проекция на нормальную (перпендикуляную) к ветру плоскость). Поэтому следует сдвинуть проводку спинакер-шкота вперед, чтобы оттянуть шкотовый угол вниз. При этом вам не придется поднимать спинакер-гик слишком высоко.

Даже у паруса, расположенного поперек ветра, подветренная сторона обтекается потоком воздуха, который создает дополнительную аэродинамическую силу, увеличивающую нормальную силу ветра. Этот поток наблюдается по сторонам паруса, перемещаясь от обеих боковых шкаторин вдоль небольшого расстояния по направлению к центру паруса. Более плоский парус дает большую проекцию, но ухудшает обтекание подветренной стороны. Более полный парус дает меньшую проекцию площади, но улучшает подветренный поток. Подобное же обтекание наблюдается вокруг верхней части паруса и от нижней шкаторины к центру. Топовый поток распространяется вдоль большего расстояния и создает большую тягу, чем потоки боковые. Если нижняя шкаторина паруса притянута слишком низко, этот верхний поток сокращается; если недостаточно низко — теряется слишком много проецируемой площади.

Оптимальная настройка на фордевинде является результатом баланса между дополнительной тягой от аэродинамических сил, возникающих вдоль шкаторин при более пузатой настройке, и большей полезной проекцией площади паруса, получаемой при более плоской настройке. Обычно, лучшие результаты получаются на более плоской границе этого диапазона, но помните, что очень легко сделать парус слишком плоским, или опустить нижнюю шкаторину слишком низко. Так что единственный способ найти наилучшую форму состоит в экспериментировании с контролем скорости на лаге.

Перевод статьи из Парусной энциклопедии от UK Sailmakers