Ассиметричный спинакер: что это, его преимущества и предназначение, ответы на все интересующие вопросы | UllmanSails - проектирование и изготовление парусов

Что такое асимметричный спинакер

Что отличает асимметричный спинакер от обычных?

Во-первых, геометрия. Асимметричный имеет разные переднюю и заднюю шкаторины. Галсовый угол — всегда галсовый, а оба шкота ставятся на один угол (шкотовый), точно так же, как у генуи. Во-вторых, профиль паруса не одинаковый по высоте и полукруглый, как у спинакера, но асимметричный. Максимум пуза обычно смещен вперед от середины. Паруса обычно имеют скругленный вход {лобик) по передней шкаторине и уплощенный выход по задней.

В чем их отличие от хорошо известных крейсерских спинакеров (флэшеры, трэшеры, многоцелевые, геннакеры и т.д.)?

Геометрия в основном та же самая. Разница заключается в способности менять форму. Современные асимметричные спинакеры используют формы поперечных сечений, асимметрия которых может изменяться в значительной степени, для того, чтобы улучшить аэродинамическое качество паруса для конкретных скорости ветра и курса. Одновременно с изменением формы поперечных сечений меняется и распределение дополнительной площади снаружи от прямых линий, соответствующих передней и задней шкаторинам. Это позволяет увеличить проекцию полезной площади паруса на бакштаге.

Насколько велики они бывают?

Размеры асимметричных спинакеров могут варьироваться в зависимости от курса и скорости ветра, для которых парус предназначен в первую очередь. Формула для оценки площади стандартного спинакера в виде произведения максимальной длины поперечного сечения, равной 1.8xJC (где JC — длина спинакер-гика), и SL (длина передней шкаторины спинакера) примерно равной размеру I, здесь не применима. Асимметричные спинакеры часто намного больше, если яхта оборудована бушпритом, а парус оптимизирован на полные курсы. Лучший способ вычислить площадь асимметричного спинакера — использовать формулу наподобие уитбрэдской. Для упрощенных правил обмера хорошим выходом было бы, чтобы парусный мастер вычислял площадь паруса, используя уитбрэдскую формулу и отпечатывал ее на парусе. Парус не получал бы никакого штрафа, если площадь асимметрика не превышала бы площадь стандартного спинакера.

Площадь обычного симметричного спинакера = SL(длина передней шкаторины)x(1.8xJC)

Уитбрэдская формула площади:
SAS = TRIA + [ACOR x (SMG - SF/2) x (SLU + SLE)]/3 + MHC,
где :
S = sqrt[(SLU+SLE+SF)/2] ;
TRIA = sqrt[Sx(S-SLU)x(S-SLE)x(S-SF)] ;
ACOR = sqrt{SF/[SF^2-(SLU-SLE)^2] ;
MHS = 2xSF/3xsqrt[SMH-SLU^2+SLE^2-SF^2/2]
SAS – (Sail Area of Spinnaker) – площадь спинакера;
TRIA (TRIangular Area) – площадь треугольника;
ACOR (Asymmetry CORrection) — поправка на асимметрию;
MHC (Mid-Height Correction) – поправка на высоту посредине.

Спинакер

Асимметричный спинакер определяется:
SF — (Spinnaker Foot) – длина нижней шкаторины;
SLU — (Spinnaker LUff length) – длина передней шкаторины;
SLE — (Spinnaker LEech length) — длина задней шкаторины;
SMG — (Spinnaker Median Gifth) – средний охват (периметр);
SMH — (Spinnaker Median Heigth) – высота посредине.

Как его ставить?

Асимметрик ставится на спинакер-фал, со шкотами, присоединенными к шкотовому углу и проведенными к блокам вблизи бортов на кормовой части палубы. Свободный шкот проводится спереди штага и снаружи всех снастей стоячего и бегучего такелажа. Для яхт с бушпритом шкоты можно проводить или внутри или снаружи от галс-оттяжки, в зависимости от избранного способа делать поворот фордевинд. Галсовый угол обычно крепится коротким (3-6 футов) шкентелем или контролируется регулируемой галс-оттяжкой. Галс-оттяжка проводится через блок в основании штага или на ноке бушприта, и затем в корму. Использование регулируемой галс-оттяжки, в противоположность закрепленному шкентелю, позволяет лучше контролировать форму паруса.

Спинакер-фал

Действительно ли два шкота необходимы?

Да, если вам не нужны проблемы при выполнении поворота фордевинд. Когда асимметричные спинакеры выставлены на продажу как «крейсерские спинакеры», они часто рекламируются как нуждающиеся только в одном шкоте. Это требует обнести одиночный шкот вокруг яхты во время выполнения фордевинда; не слишком изящный способ решения задачи. Каждый шкот должен быть вдвое длиннее яхты.

Действительно ли бушприт необходим? Для чего он нужен?

Бушприт значительно улучшает аэродинамические характеристики асимметричного спинакера. Он позволяет парусу находится дальше от ветровой тени грота. Кроме того, он дает возможность проектировщику паруса существенно увеличить периметр поперечного сечения, тем самым позволяя создать спинакер гораздо большей площади. Наконец, бушприт делает управление, особенно выполнение поворота фордевинд, более легким. В процессе поворота снижается вероятность столкновения паруса со штагом. Если бушприт достаточно длинен, при повороте парус можно проводить внутри от галс-оттяжки, между галс-оттяжкой и штагом.

Можно ли использовать нормальный спинакер-гик?

Да. Фактически многие современные однокорпусники ставят свои асимметрики обычным образом. Брас, идущий через внешний конец спинакер гика, играет роль галс-оттяжки. Использование обычного спинакер-гика позволяет на более полных курсах, когда вымпельный ветер отходит к корме, вынести галсовый угол на ветер из ветровой тени грота. Это делает асимметричный спинакер намного более эффективным на полных курсах. Однако не все разработчики правил позволяют использовать асимметричный спинакер таким образом; некоторые требуют, чтобы галсовый угол был закреплен в диаметральной плоскости.

Как лучше всего поставить асимметричный спинакер?

Проще всего ставить парус на полном бакштаге, когда при постановке он будет в ветровой тени грота. Поместите кису немного в нос от вант. Прикрепите фал, шкоты и галс-оттяжку, проведя их так, как изображено на схеме. (Удостоверитесь, что фал — снаружи и перед штагом). Подберите галс-оттяжку так, чтобы галсовый угол после подъема был в 3-4 футах от палубы. Шкот оставьте хорошо растравленным, но оберните вокруг лебедки. Быстро выберите фал. Когда парус полностью поднят, настройте шкот. Вы можете использовать специальный легкий чехол в виде рукава, чтобы предохранить парус от наполнения во время подъема.

Как настраивать парус?

Травите шкот до начала заполаскивания вдоль передней шкаторины паруса. Чуть подберите, чтобы прекратить заполаскивание. Периодическое заполаскивание — это хорошо; оно показывает, что парус — на грани заполаскивания. Как для других парусов, наиболее распространенной ошибкой является перебор паруса. Если есть сомнения — потравите шкот. На близких к галфвинду курсах, подберите галс-оттяжку, чтобы уменьшить прогиб передней шкаторины. Это сместит пузо вперед и откроет заднюю шкаторину. Чем больше набита галс-оттяжка, тем ближе форма паруса к генуе. Хотя это зависит от силы ветра и условий, для которых предназначен парус, на легком ветру вы можете использовать большинство асимметричных спинакеров на курсах вплоть до 50 градусов относительно вымпельного ветра. На фордевинде и бакштаге потравите галс-оттяжку, дайте галсовому углу подняться на 4-6 футов над от палубой. Это позволит парусу подняться вверх, и развернет переднюю шкаторину на ветер, выведя ее в сторону из ветровой тени грота. При этом парус приобретет более симметричную, похожую на спинакер форму. Другой полезный прием на полных курсах заключается в применении оттяжки спинакер-шкота или перемещении блока шкота вперед. (См. рис.) Это не позволит шкотовому углу подниматься вверх, раскрывая заднюю шкаторину, и делает парус более симметричным и мощным.

Диапазон курсов, на которых вы можете использовать парус, в большой степени зависит от силы ветра. Чем слабее ветер, тем острее вам следует идти, чтобы сохранять асимметричный спинакер наполненным и дающим полезную тягу. Чтобы найти оптимальный угол при данной скорости ветра, начинайте медленно уваливаться из положения, когда парус наполнен и тянет, до момента, когда шкотовый угол начнет падать и натяжение шкота начнет слабеть, затем приведитесь, чтобы парус надулся и затвердел. Это оптимальное положение изменяется со скоростью. Следует приготовиться идти полнее на порывах, а если ветер скисает, то следует идти круче. Если позволяют правила, то на фордевинде парус можно поставить на бабочку. Большую помощь при этом окажет спинакер-гик. Он стабилизирует парус, увеличивает его полезную площадь, и позволяет маневрировать в более широком диапазоне курсовых углов без опадания паруса.

Настройка паруса

Как менять галс?

Асимметричные спинакеры годятся только для поворота фордевинд, оверштаг для них не подходит. Начинайте с полностью нагруженным парусом. Медленно уваливайтесь, травя шкот плавно и быстро, но не допуская опадания паруса. Цель заключается в том, чтобы, используя натяжение шкота, во время маневра удерживать парус прямо перед лодкой. Если парус не будет достаточно растравлен к моменту чистого фордевинда, он ослабнет и упадет на штаг. Когда лодка проходит фордевинд, полностью травите старый шкот и выбирайте новый. Парус проходит снаружи и перед штагом. Если Вы имеете достаточно длинный бушприт и дует довольно сильно, вы можете попробовать сделать поворот фордевинд, проведя парус изнутри от галс-оттяжки, как стаксель — так называемый «внутренний фордевинд», в отличие от описанного выше «наружного фордевинда». Независимо от того, какой способ вы используете, поворачивайте с бакштага до бакштага. Не останавливайтесь в середине поворота, иначе вы предоставите парусу возможность обвернуться вокруг штага. Чем слабее ветер, тем острее бакштаги которыми вы должны идти в начале и в конце поворота. При совсем слабом ветре вам, возможно, придется руками обнести парус вокруг штага.

Как его убрать?

Увалитесь до полного бакштага, лучше всего на 10-20 градусов выше фордевинда. Захватите шкот прямо перед гиком грота. Полностью отдайте галс-оттяжку и соберите парус в ветровой тени грота. Травите фал с такой скоростью, с какой вы можете собирать парус. После того как соберете парус, уберите его внутрь яхты. Убрать парус в кису позже будет легче, чем пытаться сделать это на палубе на хорошем ветру. Парус можно также сложить, отдав шкот и захватив парус рукой прямо за нижнюю шкаторину или за галс-оттяжку. Чтобы предохранить парус от раздувания в процессе уборки, при наличии чехла-рукава его предварительно стягивают вниз. Отдайте шкот и стяните рукав вниз, затем действуйте как описано выше.

Наружный фордевинд

На каких курсах можно нести асимметричный спинакер?

Это зависит как от конструктивных особенностей паруса, так и от скорости ветра. Чем более плоским и похожим на геную (то есть более асимметричной формы) делается парус, тем острее курс, на котором его можно нести. Более симметричные (спинакероподобные) формы используются в более полных парусах с большей площадью, для улучшения их качества на бакштагах и фордевинде. Все дело в том, чтобы найти такой баланс между этими крайностями, который соответствовал бы назначению паруса; иначе следует обзавестись несколькими асимметриками для разных целей. Как отмечалось в разделе о настройке, чем легче ветер, тем круче вы можете идти, независимо от конструкции паруса. Углы около 50 градусов к вымпельному ветру вполне обычны для ветра в 9-10 узлов. Проблемы для большинства асимметричных спинакеров, особенно на обычных водоизмещающих однокорпусных судах, начинаются при 10-14 узлах ветра при попытке плыть более полным курсом (больше, чем 135 градусов к вымпельному). На этих курсах и скоростях парус попадает в ветровую тень грота. Это как раз тот случай, когда наличие спинакер-гика и возможность вынести галсовый угол из ветровой тени грота на чистый ветер, может себя показать. На более сильных ветрах асимметрики остаются наполненными и тянут на все более и более полных курсах. На чистом фордевинде асимметричный парус может действительно быть стабилизирован, только будучи поставлен на бабочку со спинакер-гиком в шкотовом углу.

Являются ли асимметричные спинакеры столь же быстрыми, как обычные спинакеры?

Эти паруса лучше для близких к галфвинду курсов, на полном бакштаге и фордевинде они не так хороши. Это значит, что они лучше всего работают на современных однокорпусниках и многокорпусниках. Эти лодки идут достаточно быстро для того, чтобы иметь вымпельный ветер с передних четвертей; по вымпельному ветру они всегда идут в бейдевинд. Более медленные водоизмещающие яхты при скорости истинного ветра от 10 до 14 узлов не могут идти столь же быстро. Это означает, что вымпельный ветер не намного острее истинного, и для получения максимальной скорости под ветер следует идти более полным курсом. Дополнительная скорость, полученная при движении более острым курсом не компенсирует увеличение проходимого при этом расстояния. Этот диапазон можно увидеть на полярной диаграмме скорости, показываемой яхтенным компьютером. Чем легче и быстрее лодка, чем больше проекция ее скорости на направление ветра, тем дольше она способна идти в бейдевинд к вымпельному ветру, тем эффективнее использование асимметричного спинакера. Бушприт также помогает, потому что парус может быть больше и его можно нести еще дальше от грота.

Дэвид Флинн, журнал «Парусный мир», США, 2000г.