Что нового в пошиве парусов | UllmanSails - проектирование и изготовление парусов

Что нового в пошиве парусов

По мнению специалистов фирмы Эллиот/Паттисон Сэйлмэйкерс, наиболее заметные изменения в создании парусов за последние два года связаны с широким применением асимметричных спинакеров и прогрессом в использовании углеволокна в парусных тканях. Оба фактора быстро распространяются на всех уровнях парусного спорта.

Углеволокно было одобрено для широкого использования в парусах в декабре 2000 года после долгих дебатов о долговечности и цене углеволокна в парусных материалах. Фирма Dimension/Polyant лидирует в создании новых сортов угольных тканей, сделав их стандартной продукцией, имеющей хорошую долговечность и цену, вполне конкурентоспособную с ценой арамидной (кевларовой) ткани. Достигнуто это было разработкой панелей с основной нитью из углеволокна, связанного в плоские ленты и имеющего минимальную для этого материала жесткость, которая тем не менее заметно выше, чем у кевлара. Ламинировав эти волокна в систему, не требующую пропитки волокон смолой, разработчики получили ткань с превосходными изгибными характеристиками и очень малым удлинением под нагрузкой. Кроме того, уголь не чувствителен к ультрафиолету. По этой причине уголь исключительно хорошо подходит для использования в традиционных парусах с панельным кроем.

В течение двух лет на фирме делали паруса из таких тканей, и их качество и долговечность произвели сильное впечатление. За этот период угольные паруса лучше сохранили форму, чем подобные арамидные паруса. Таким образом, заметными преимуществами этих парусов являются лучшее сохранение формы и значительно большая долговечность по прочности. Любой арамидный парус теряет от 40 до 50% прочности в течение первого года из-за изгиба и старения под действием ультрафиолета, в то время как угольные ткани теряют от 20 до 25% в течение этого же периода времени. Кроме того, угольные паруса несколько мягче на ощупь из-за отсутствия пропитки волокон смолой и, по впечатлениям, лучше выдерживают ударные нагрузки. Из-за превосходного сопротивления ультрафиолетовому разрушению паруса будут иметь намного меньшую вероятность внезапного разрушения по мере их старения.

При разумной цене они вполне конкурентоспособны. В настоящее время для легких парусов готовый парус стоит на 8-10% дороже, однако по мере возрастания веса разница в цене уменьшается. Для тяжелых гротов и стакселей угольные паруса даже слегка дешевле. Ожидаеся, что уголь станет еще более конкурентоспособными по цене по мере роста производства и числа поставщиков таких тканей.

Единственый минус тканей с углеволокном — их узкий сегодняшний ассортимент в сравнении с арамидными тканями, вследствие чего в некоторых случаях паруса будут слегка тяжелее, чем из лучшего арамида. Эта ситуация должна измениться за следующие 6 — 9 месяцев с увеличением числа производственных линий. Кроме того, паруса требуют слегка иных методов пошива. Углерод и нержавеющая сталь не совместимы. Нержавеющие кольца в угольных парусах ржавеют и корродируют, так что использование любой нержавеющей фурнитуры в создаваемых на фирме угольных парусах было исключено. В углы заделываются либо титановые кольца, либо петли из «спектры». Для парусов, требующих карабина в галсовом углу для быстрой найтовки, было разработано новое крепление с петлей из «спектры» и U-образной соединительной скобой. Был также усовершенствован метод заделки угловых усилений расширением каждого радиального клина при приближении его к углу. Таким образом прочность паруса обеспечивается основным его материалом, а не является набором накладок поверх него. Угол получается прочнее, легче и намного лучше соответствует форме, придаваемой парусу.

Наибольшее изменение в типе используемых сегодня парусов связано с переходом от симметричных к асимметричным спинакерам. Асимметрики вообще быстрее и легче в использовании, чем симметричные спинакеры. Имеется очень небольшое тактическое преимущество при повороте фордевинд под симметричным спинакером на самых полных курсах, но это с лихвой перекрывается лучшими аэродинамическими характеристиками асимметричных спинакеров. Да и сам поворот фордевинд с асимметриком безусловно легче и безопаснее, хотя и занимает немного больше времени для подготовки.

По мере перехода на асимметричные спинакеры образовался набор новых спинакерных терминов. Наверняка все слышали об обозначении «кодами», однако вряд ли все знают о том, что это на самом деле значит. В основном нечетные числа означают паруса для бакштага и галфвинда, четные «коды» дают парусам для фордевинда и полного бакштага, и пресловутый код 0 — специальный парус для полного бейдевинда.

Код 1: Для бакштага в слабый ветер. Примерно для тех же условий, когда ставят VMG спинакер, при ходе на полных курсах при острых вымпельных ветрах, то есть в условиях, позволяющих иметь вымпельный ветер от 60 до 90 градусов. (Определение для VMG спинакера от Doil Sailmakers: парус для использования при вымпельном ветре от 58 до 90 градусов и скоростью до 7 узлов).
Код 2: Полные курсы в умеренный ветер. Используется при тех же условиях, что и АР (многоцелевой) симметричный спинакер, от 90 до 135 градусов вымпельного ветра силой от 8 до 20 узлов. (Определение для АР спинакера от Doil Sailmakers: парус для использования при вымпельном ветре от 80 до 140 градусов скоростью до 11 узлов).
Код 3: Острый бакштаг — галфвинд в умеренный ветер. Используется при скорости вымпельного ветра от 10 до 20 узлов, курсовой угол, на котором его несут, зависит от скорости ветра (и яхты), но обычно стоставляет от 70 до 110 градусов к вымпельному ветру.
Код 4: Сильный попутный ветер. Полноразмерный, используется ветре в фордевинд — полный бакштаг от 20 до 30 узлов.
Код 5: Сильный боковой ветер более 20 узлов.
Код 6: Штормовой на попутный ветер более 30 узлов.
Код 0: Специальный парус для полного бейдевинда, и может также использоваться как спинакер для сильного ветра.

Действующие правила требуют, чтобы ширина на средине высоты была не менее 75% длины нижней шкаторины, чтобы не делали 180% генуи, называя их спинакерами. (На генуе ширина на средине высоты должна быть не более 50% длины нижней шкаторины). Они сделаются с как можно более прямой передней шкаториной и как можно более плоскими, с тем, чтобы серп на задней шкаторине не стал чрезмерным и не начал бы слишком сильно хлопать на ходу. На легком ветру парус можно нести до вымпельного курса в 40 градусов.

Ранние асимметрики создавались как паруса для бокового ветра. На яхте со спинакер-гиком трудно было представить, что большую часть работы на попутных курсах тоже может выполнить асимметрик. Концепция длинного бушприта вместо съемного спинакер-гика потребовала от проектировщиков парусов создать новое поколение асимметричных спинакеров. Совместные разработки начались два года назад для класса J105 и продолжаются по сей день с очень хорошими результами. Класс J105 — превосходная платформа для работы, так как правилами оговорена определенная площадь, а не набор размеров. Варьируя форму в плане при одной и той же площади паруса можно значительно улучшить качество спинакера на попутных курсах. Спинакер с более короткими нижней и задней шкаторинами, но более широкий на середине и четверти высоты с более округлой передней шкаториной на фордевинде и полном бакштаге лучше выходит на ветер и имеет большую эффективную площадь.